<


Сварочный полуавтомат Svapka.Ru Vol 5.0


Настало время предоставить вам еще одну схему сварочного полуавтомата Svapka.Ru Vol 5.0
Эта схема основана на схеме Svapka.Ru Vol 4.0 с небольшими модификациями. В отличии от последней из нее удален блок управления током (симисторы и электронный блок управления переключения ступеней). Вместо него для регулирования тока используется галетный переключатель SA1. Ток коммутируется по первичке симистором BTA41-600.

В данном исполнении схема имеет четыре режима сварки:
1. Триггерный
2. Таймерный
3. Импульсный
4. Ручной

Также реализован узел задержек пред-газ, пос-газ с «живой кнопкой» управления. Как работает этот узел можно почитать в этой статье Svapka.Ru Vol 4.0

Схема сварочного полуавтомата Svapka.Ru Vol 5.0


Также эту схему можно посмотреть по этой ссылке Сварочный полуавтомат Svapka.Ru Vol 5.0

Расстроим работу режимов данной схемы:

1. Триггерный – это режим сварки без удержания кнопки управления. Например нажали кнопку управления и отжали- начался процесс сварки. Затем что бы выключить сварку нажимаем еще раз кнопку на горелке и отпускаем. Этот режим удобен для сварки длинных швов.

2. Таймерный – это режим сварки с удержанием кнопки управления, только время сварки задается резистором R22. По истечении времени сварка прекратится, затем кнопку можно отжать. Если во время сварки в этом режиме отпустить кнопку управления, то сварка сразу прекратится без выдержки оставшегося времени. Так сделано специально, что бы этот режим зависел от кнопки управления в случае если вы передумали варить и что бы потом не ждать окончания времени и смотреть как из горелки лезет проволока.

3. Импульсный – это режим импульсного включения двигателя во время сварки. например нам нужно заварить тонкий металл и мы в обычном режиме нажимаем – отпускаем кнопку управления на горелке, то есть варим как бы точками. Этот режим нам позволит это сделать без манипуляций с нажатием – отпусканием кнопки управления. При нажатии и удержании кнопки управления мотор будет включаться и отключаться автоматически. Время работы двигателя устанавливаем резистором R20, время паузы устанавливаем резистором R12. То есть этими резисторами подбираем нужные интервалы для ваших условий.

4. Ручной – это режим сварки зависящий от положения кнопки управления, одним словом нажали варим, отжали не варим.

Узел задержек пред-газ, пос-газ в данной схеме работает следующим образом:

При нажатии кнопки управления на сварочной горелке, включается подача газа. Затем после времени 1..3 секунды заданным резистором R8, включается двигатель подачи проволоки и ток сварки одновременно. В этот момент начинается процесс сварки.

После отпускания кнопки управления первым выключается двигатель, затем после времени 1..3 секунды заданным резистором R10, отключается сварочный ток и подача газа одновременно.

Узел задержек работает во всех 4 режимах сварки. Также в схеме есть возможность отключить задержки пред-газ, пос-газ спаренным переключателем SA4. Это нужно для того если вы собираетесь варить проволокой когда задержки не нужны или по каким то другим причинам (например газа мало, а приварить нужно много).

Силовую часть собираем по своим возможностям. Для коммутации тока использовано реле К2. Подстраивайте его для своей схемы коммутации включения/отключения сварочного тока.

Также прилагаю печатную плату этой схемы полуавтомата  размером 102х93 мм. в формате программы DipTrace. Резисторы, диоды и конденсаторы на плате в SMD исполнении, тип 1206. Качаем файл платы и подгоняем его под свои детали если необходимо.

Скачать плату можно по этой ссылке. Печатная плата Svapka.Ru Vol.5.0 ( Количество скачиваний: 935 )

Фото печатной платы:

Данная схема работает отлично!!

По просьбам трудящихся добавляю вариант печатной платы с обычными резисторами, диодами, конденсаторами.

Внешний вид:


Скачать плату можно по этой ссылке. Печатная плата Svapka.Ru Vol.5.0 ( Количество скачиваний: 965 )
Плата односторонняя, размер 116*95 мм. Как ни старался от трассировать, меньше 16 перемычек не получается. Дорожки 0,8 мм. – старался сделать для повторяемости при изготовлении с помощью лазерно-утюжной технологии.

Кто соберет по этой топологии, пожалуйста пришлите фото платы, я добавлю ее сюда. :25a:

Ну наверно на этом все. Если возникнут вопросы задавайте их в комментариях, не стесняйтесь.

Ну и в заключении.. красивых и ровных швов. :51a:

Схема и печатная плата обновлены 20.06.2012, тем кто скачивал схему и плату до этой даты, перекачайте.

Прикрепляю к статье фото платы, которую сделал Shpion (комментарии 44,47) подкорректировав под свои элементы:


Автор статьи и схемы: Admin Svapka.ru :25a:

мая 2012   Опубликовано в: Самодельные полуавтоматы  Посмотров: 35 418
555



Комментарии (97)

Страницы комментариев: « 1 [2]

  1. 48. Комментарий написал:  admin - 10.07.2012 в 18:54Цитировать

    shpion
    С вашего позволения добавлю фотку в статью.
    И еще, на все микросхемы, по питанию напаяйте конденсаторы по 0,1 мкф., для большей надежности в плане защиты от помех. :25a:
    Хотя сейчас посмотрел на вашу фотку разводки, там конденсаторы уже стоят.

  2. 49. Комментарий написал:  Shpion - 10.07.2012 в 19:16Цитировать

    Да без проблем, добавляйте конечно.
    Да, с кондерами по питанию пришлось немного поморочиться, пару перемычек из-за этого добавилось.
    Немного позже, когда пролачу, добавлю фотку схемы в сборе с радиатором, готовую для крепления.
    Кстати, диоды такие (1N4007) поставил потому что были в наличии)))

  3. 50. Комментарий написал:  admin - 10.07.2012 в 19:25Цитировать

    Shpion
    Можно было конденсаторы просто напаять на микросхемы, так даже было бы лучше. Внешний вид не испортился бы из за этого, поэтому у меня на печатках они не разведены.

    Можно и 1N4007, в общем какие есть.

  4. 51. Комментарий написал:  admin - 10.07.2012 в 19:34Цитировать

    Shpion
    В качестве SA1.1,SA1.2 можно использовать вот такой или подобный миниатюрный с 2 группами контактов. Только нужно все правильно подключить.

  5. 52. Комментарий написал:  admin - 10.07.2012 в 19:39Цитировать

    Shpion
    И еще.. проверьте схему сброса триггерного режима. Для этого включите триггерный режим, нажмите кнопку управления один раз, схема включится, то есть идет сварка. Затем ни чего не нажимая замкните эти 2 выхода на разъеме (смотрите фотку внизу), все должно отключиться. Если это так, то все в порядке.

    Этот сброс нужен для того например.. варите в триггерном режиме и переключились в другой режим переключателем SA1.1,SA1.2 (или какой нибудь умник сделает это за вас, таких умников много, поверьте), но триггерный режим остался включен (верней нагрузки) и это приведет к неработоспособности. Я думаю тут понятно? :25a:

  6. 53. Комментарий написал:  Shpion - 10.07.2012 в 20:03Цитировать

    Да, как раз похожий галетник я и использую.

    А вот по поводу предохранителя можно по подробней и желательно на схеме, а то я добавлял выводы еще на тот разъем и по нему ориентироваться не стоит.
    Я думал, что за триггерный режим отвечает вот эта часть схемы, и что просто переключатель не правильно изображен. Тоесть я замыкал как показано ниже и все работало как надо. А это оказывается не правильно и переключатель правильно изображен на схеме? Тоесть при ручном режиме должен быть SA1.2 в среднем положении?

  7. 54. Комментарий написал:  admin - 10.07.2012 в 20:06Цитировать

    Shpion
    И еще.. полевой транзистор установите на радиатор, так как в импульсном режиме он будет немного греться. Радиатор не большой, пластинка из алюминия 20*40 мм. толщиной 2..3 мм. или подобный.

  8. 55. Комментарий написал:  admin - 10.07.2012 в 20:22Цитировать

    Shpion
    Переключатель изображен правильно.

    По схеме.. D2.1 отвечает за сброс триггера при включении питания, то есть включили питание и по 4 входу D4.1 идет сброс.

    D5.4 отвечает за сброс триггера при переключении режимов (авто/ручн/триггер).

    Тут еще тонкость, когда SA1.1 находится в положении триггер, то SA1.2 не должен подавать +12 на D5.4, иначе схема задержек немного не синхронно работает.

    Сделайте как на схеме, то есть просто перепаяйте на самом переключателе провода. И я не понял, сброс триггера при переключении SA1.1,SA1.2 происходит если он (триггер-нагрузки) был включен?

  9. 56. Комментарий написал:  admin - 10.07.2012 в 20:29Цитировать

    Shpion
    В авто режиме, переключатели SA1.1,SA1.2 в верхнем положении.
    В ручном режиме, переключатели SA1.1,SA1.2 в среднем положении.
    В триггерном режиме, переключатели SA1.1,SA1.2 в нижнем положении.

  10. 57. Комментарий написал:  Shpion - 10.07.2012 в 21:17Цитировать

    Все, я понял теперь, а то сначала думал зачем еще логика привязана если это можно сделать на самих триггерах. Фактически получается при переключении в любой режим из триггерного надо чтобы на D5.4 подался +, да?

    И я не понял, сброс триггера при переключении SA1.1,SA1.2 происходит если он (триггер-нагрузки) был включен?

    Это смогу проверить только вечером.

  11. 58. Комментарий написал:  admin - 10.07.2012 в 22:28Цитировать

    Shpion

    Фактически получается при переключении в любой режим из триггерного надо чтобы на D5.4 подался +, да?

    D5.4 работает по принципу подали напряжение +12 на 12 вход, с 11 идет импульс лог 1 для сброса триггера. Убрали + с 12 входа D5.4, с 11 выхода тоже идет импульс на сброс.

    Так что без разницы что подать на D5.4 после переключения с триггерного режима. То есть если был +, то ничего не подаем, если не было ни чего подано, то подаем + для сброса.

    Но в данном решении нужно именно так как на схеме.

  12. 59. Комментарий написал:  Shpion - 10.07.2012 в 22:33Цитировать

    Именно об этом я и спросил )))

  13. 60. Комментарий написал:  shpion - 11.07.2012 в 5:09Цитировать

    Все ок, при подаче на D5.4 плюса, все отключается.
    Тут что-то случилось с импульсным режимом: вообще не работает и реагирует только но поворот резистора скважности (R12) при этом транзистор управления мотором просто постепенно открывается (судя по светодиоду). Что это может быть?

  14. 61. Комментарий написал:  admin - 11.07.2012 в 5:25Цитировать

    shpion
    Все же работало? Смотрите что изменили в схеме. В обычном режиме работает (включается мотор)? Переключатель SA2 имп/обычн правильно подключен? Я так вам не могу ни чего конкретно сказать, проверьте все элементы в импульсном режиме, возможно диод какой пробит, конденсатор С9 проверьте. :21a:

  15. 62. Комментарий написал:  shpion - 11.07.2012 в 5:34Цитировать

    В том то и дело, что вчера же работало, сегодня уже нет. Только лачил сегодня.
    Конденсатор меня – не он.
    На резистор (R12) реагирует даже когда не запущен процесс сварки и SA2 стоит в положении «обично». Все так же постепенно открывается транзистор.

    Даже когда SA2 вообще отключен (вытянут с разъема), все равно реагирует на резистор. Как такое может быть, там же потенциалу неоткуда взяться, Не уж-то микруха пробита?

  16. 63. Комментарий написал:  admin - 11.07.2012 в 6:01Цитировать

    shpion
    А что у вас на 3 выходе D6.1? Должна быть лог 1 (+12 вольт) при отключенном SA2, если это не так, то проверьте резистор R18.

  17. 64. Комментарий написал:  shpion - 11.07.2012 в 6:15Цитировать

    На выходе 0, но на входе 1, откуда ей там взяться?

  18. 65. Комментарий написал:  shpion - 11.07.2012 в 15:02Цитировать

    R18 в порядке. Судя по всему накрылась микруха.

  19. 66. Комментарий написал:  shpion - 12.07.2012 в 5:22Цитировать

    Поменял микросхему и все заработало. :44a:
    А стояла иностранная, зараза…

  20. 67. Комментарий написал:  admin - 12.07.2012 в 15:45Цитировать

    shpion
    Я не знаю почему она у вас перегорела, но в любом случае хорошо, что заработало. :25a:
    R11,R19 в схеме должны присутствовать, вы вместо них случаем не установили перемычки?

  21. 68. Комментарий написал:  Shpion - 12.07.2012 в 16:08Цитировать

    Нет конечно, я в курсе что в таких схемах обязательно должен стоять предохранительный резистор последовательно с переменным.
    Главное что заработало :25a: . Поставил нашу, советскую уже.

  22. 69. Комментарий написал:  admin - 12.07.2012 в 16:17Цитировать

    Shpion
    Я спросил на всякий случай. Проверьте еще раз напряжение питания (то есть сколько вольт идет в схему) для большей уверенности. И возможно перегорела из за неправильного подключения питания, то есть плюс с минусом перепутали случайно. Вспомните не было такого?

  23. 70. Комментарий написал:  Shpion - 12.07.2012 в 16:26Цитировать

    Нет такого не было, да и если бы было, оно бы не прошло через 7812.
    Был один инцидент: я воткнул диод вместо клапана, чтобы проверить работает ли реле, и завтыкал что нужен еще резистор. Естественно диод сгорел, может это и было причиной.

  24. 71. Комментарий написал:  admin - 12.07.2012 в 16:32Цитировать

    Shpion
    Навряд ли из за светодиода могла сгореть микросхема, скорей всего она попалась не качественная.

  25. 72. Комментарий написал:  shpion - 13.07.2012 в 5:26Цитировать

    Вот так выглядит моя схема, готовая к установке:

  26. 73. Комментарий написал:  admin - 13.07.2012 в 5:35Цитировать

    shpion
    Радиатор мне кажется великоват.

  27. 74. Комментарий написал:  shpion - 13.07.2012 в 5:50Цитировать

    Главное чтоб не маловат)))
    А вообще, какой был, такой и поставил, места хватает.

  28. 75. Комментарий написал:  Shpion - 13.07.2012 в 19:02Цитировать

    Хотел спросить, разрядный резистор на силовых конденсаторах на 800 Ом пойдет или многовато будет?

  29. 76. Комментарий написал:  admin - 13.07.2012 в 19:26Цитировать

    Shpion
    Пойдет, только 10 ваттный, иначе будет сильно греться.

  30. 77. Комментарий написал:  shpion - 16.07.2012 в 3:55Цитировать

    Зацените морду лица нашего с отцом творения :25a:

  31. 78. Комментарий написал:  admin - 16.07.2012 в 21:30Цитировать

    shpion
    Отлично, :26a: . Из чего сделали надписи, бумагу приклеили или что то другое?

  32. 79. Комментарий написал:  Shpion - 16.07.2012 в 22:01Цитировать

    Сначала хотел сделать сплошняком на оракале, но не нашел где бы напечатали (рекламщики, не хорошие люди, отказали). Потом пришла мысля сделать каждое табло поотдельно. Распечатал на глянцевой фотобумаге. Потом все аккуратно повырезал и приклеил на 88-ой. И сверху залил лаком.

  33. 80. Комментарий написал:  admin - 16.07.2012 в 22:15Цитировать

    Shpion
    Понятно, можно было еще фоторезистом попробовать, то же неплохо получается, правда долго.

  34. 81. Комментарий написал:  shpion - 17.07.2012 в 2:52Цитировать

    Ага, видел, отлично получилось.
    Но с этой технологией я никогда не работал.

  35. 82. Комментарий написал:  admin - 17.07.2012 в 4:39Цитировать

    shpion
    Платы фото-способом с помощью пленочного фоторезиста делали? Если делали, то точно также, только вместо дорожек надписи.

  36. 83. Комментарий написал:  shpion - 17.07.2012 в 5:21Цитировать

    Нет, платы я делаю ЛУТоим, а фоторезист даже не видел никогда. :49a:

  37. 84. Комментарий написал:  admin - 17.07.2012 в 6:04Цитировать

    shpion
    Если нужно сделать быстро, я тоже ЛУТом, а если нужно сделать тонкие дорожки, то фоторезистом делаю, правда дольше получается.

  38. 85. Комментарий написал:  Shpion - 25.07.2012 в 16:29Цитировать

    Мое почтение.
    Вот только вчера удалось протестировать сварку, и то не я это делал, а отец.
    И есть пара вопросов.
    1) На малом напряжении плохо варит. Работает вродь как в импульсном режиме, тыр-тыр-тыр. Шов при этом практически не возможно положить. С чем это может быть связано?
    2) Очень брызгает металлом, как простая дуговая сварка. Вродь должны лишь мелкие капли лететь, или я не прав?

    И еще хотел спросить, какой минимальной толщины металл Вы варили своей сваркой? А то у меня подозрение, что очень большое напряжение выдает транс, для тонкого металла многовато.

  39. 86. Комментарий написал:  admin - 25.07.2012 в 16:53Цитировать

    Shpion
    1. Ток маленький поэтому и не варит, замерьте напряжение во время сврки, то есть под нагрузкой непосредственно в месте выхода проволоки (на наконечнике). Минимальное напряжение дуги должно быть 18 вольт. Тут еще какой толщины метал варите не понятно.
    2. Дроссель, конденсатор есть? Также зависит от поверхности метала, если ржавый, то будет брызгать.

    0,8 кузовщину, меньше не пытался. Вариться все это точками а не сплошным швом.

    Например нужно приварить крыло, сверлим отверстия через 10 см по периметру крыла 4..5 мм диаметр. Затем прикладываем крыло к кузову, выравниваем, прижимаем в месте сварки и через отверстия варим точками.

    И первый вопрос с последним противоречат, то говорите что не варит, то ток большой. :21a: :25a:

  40. 87. Комментарий написал:  Shpion - 25.07.2012 в 17:49Цитировать

    Да, Вы правы, варил металл меньше миллиметра толщиной (косу). Походу я понял почему тыркало – подача маленькая, а ток большой был, потому и отгорала проволока не успев образовать дугу. Всетаки мне кажется, что великовато напряжение на самом минимуме. Напряжение сейчас проверить не могу, далеко от агрегата, на выходных попробую такое сделать.
    По поводу брызг – дроссель, конденсаторы есть конечно. Металл не ржавый. Может это из-за стали косы такое происходит, она ведь не простая сталь-3 там?

    А как насчет нержавейки? Можно ставить проволоку нержавеющую и все будет вариться без проблем?

  41. 88. Комментарий написал:  admin - 25.07.2012 в 20:02Цитировать

    Shpion
    Нержавейку нужно варить в смеси Ar-98%, CO2-2% нержавеющей проволокой. Можно конечно и простой проволокой в СО2, но все заржавеет потом и качество естественно не то.

  42. 89. Комментарий написал:  Shpion - 27.07.2012 в 19:07Цитировать

    Тут отец показывал наш аппарат какому-то «спецу», который варит уже много лет полуавтоматом (тоже самодельным, но жутко примитивным, с «трех деталей»). Говорит типа емкость кондеров большая. И ток большой на минимуме, типа чтобы уменьшить, надо сматывать с первички, а не с вторички, а то напряжение упадет. Я вот думаю, что это бред, наоборот надо понижать напряжение, а ток сам уменьшиться, тут же транс не такой, как в MMA, я прав?

  43. 90. Комментарий написал:  admin - 28.07.2012 в 21:19Цитировать

    Shpion
    Если смотаете с первички, то напряжение на вторичке увеличится – передайте это спецу.
    Если хотите уменьшить напряжение вторички, просто отмотайте ее и всё!

  44. 91. Комментарий написал:  Shpion - 06.08.2012 в 18:41Цитировать

    День добрый
    Вот только вчера смог заняться настройкой сварки. Пришлось отмотать аж 5 витков до 18 вольт. С чем это может быть связано, вродь все по формулах было намотано?
    Вчера полным ходом уже латали прицеп легковой. На минимуме фактически положить шов не удается, стреляет во все стороны, вообщем не шов, а каканина. Если добавить напряжение, то уже начинает варить более-менее, но прожигает дыры. Вот такие вот пироги.
    И щиток от ММА оказывается не катит, слишком темный, варили фактически вслепую. Какое у Вас стекло стоит?

  45. 92. Комментарий написал:  admin - 06.08.2012 в 20:28Цитировать

    Shpion
    По поводу расчета, возможно напряжение в сети завышенное, поэтому расчет не совпал.
    Маска обычная бумажная, ей лет 10 наверно, какое стекло там стоит без понятия.

  46. 93. Комментарий написал:  Shpion - 13.08.2012 в 21:34Цитировать

    Вообщем, машина зверь. Куча всего бочинило, пока настраивал, то редуктор газ не равномерно подавал, то проволока проскальзывала. Но все настроил исправил и машине запела. Кроме того прикупил «хамелеон» и вообще сказка. Даже отопление варил, шов на больших токах ложится просто сказочно.
    Спасибо Вам за такой замечательный аппарат!

  47. 94. Комментарий написал:  admin - 14.08.2012 в 5:39Цитировать

    Shpion
    Не за что, вы сами его сделали. :25a:

  48. 95. Комментарий написал:  shpion - 14.08.2012 в 6:15Цитировать

    Вот, кстати, фотки внутренней компоновки:
    фотки

  49. 96. Комментарий написал:  admin - 16.08.2012 в 4:59Цитировать

    shpion
    Не плохо, ток с помощью реле коммутируете?

  50. 97. Комментарий написал:  shpion - 16.08.2012 в 7:12Цитировать

    Да, а управление аккуратным маленьким галетником.

Страницы комментариев: « 1 [2]





  • Правила использования материалов сайта