Схема сварочного полуавтомата с регулятором сварочного тока по первичной обмотке.

Комментарии: 48Самодельные полуавтоматы

Представляем вам еще одну схему сварочного полуавтомата с регулировкой тока по первичной обмотке.

Вариантов регулирования сварочного тока очень много, есть вариант в тиристорном исполнении по первичной обмотке, тиристорная по вторичной, галетная по первичной и так далее. Мы предоставляем вам свою схему регулирования тока сварочного трансформатора.

Кликните по изображению для просмотра схемы самодельного сварочного аппарата в большом разрешении.

Регулировка тока в данной схеме ведется по первичной обмотке, коммутирующим звеном в которой являются реле 71.3747-01 от автомобиля (16 штук)

Рассмотрим принцип работы регулятора тока сварочного трансформатора в данной схеме.

Регулятор состоит из дешевых отечественных микросхем, двух триггеров на микросхеме К155ТМ2, 2 элемента 2И-НЕ на микросхеме К155ЛА3, счетчика на 155ИЕ7 и дешифратора на 155ИД3.

При нажатии кнопок SA1 (Ток "+") и SA2 (Ток "-") на выходах дешифратора К155ИД3 появляются сигналы, необходимые для срабатывания коммутирующих реле P1...P16  и загораются соответствующие светодиоды, указывающие на какую обмотку сварочного трансформатора, должен подключиться регулятор во время сварки.

Рассмотрим принцип работы блока управления сварочного полуавтомата.

При нажатии кнопки управления срабатывает реле К1. Своими контактами К1.1 включает реле газа и реле К3, которое своими контактами К3.1 подключает один из блоков реле P1...P16, который был выбран кнопками SA1 (Ток "+") и SA2 (Ток "-").

Контакты К1.2 включают цепь питания двигателя и в это же время контактами К1.3 включает реле К2, которое своими контактами К2.1 отключает цепь питания двигателя на время, заданное конденсатором С20.

В данный момент идет подача газа, включена цепь сварочного трансформатора, проволока не подается. Идет процесс продувки газом.

После разрядки конденсатора С20, реле К2 своими контактами К2.1 подключает цепь питания двигателя.

В данный момент идет подача газа, включена цепь сварочного трансформатора, двигатель подачи проволоки работает. (Идет процесс сварки)

При отпускании кнопки управления отключается реле К1 контактами К1.2 разрывает цепь питания двигателя, контактами К1.1 мгновенно тормозит двигатель подачи проволоки и отключает реле К3 и реле подачи газа. Реле К3 и реле газа в этот момент остаются включены до момента разряжения конденсатора С19.

В данный момент идет подача газа и ток сварки включен, подача сварочной проволоки прекращена. Идет процесс продувки.

После разрядки конденсатора С19 реле газа и реле К3 (отвечающее за подключение тока сварки)  отключаются.

В это время процесс сварки остановлен.

Если объяснить простыми словами весь процесс, то выглядит вот так:

При нажатии кнопки управления подается газ и подключается ток сварки, после разряда конденсатора С20 включается механизм подачи проволоки и идет процесс сварки. После отжатия кнопки управления отключается подача проволоки и через время заданное конденсатором С19 отключается ток сварки и подача газа.

Настройка:

Регулятор сварочного тока при исправных деталях и правильном монтаже, не нуждается в настройке и как правило начинает работать сразу.

Кнопки SA1 (Ток "+") и SA2 (Ток "-") обычные ПМ22

Микро кнопка

Настройка блока управления сварочного полуавтомата сводится к подбору емкости конденсаторов С19 и С20. Опытным путем подбираем  время удержания реле К2, К3 и клапана газа, которое колеблется в пределах от 1.. 3 сек.

Резистором R29 регулируется скорость подачи сварочной проволоки сварочного аппарата.

Сварочный трансформатор можно намотать так, как это сделано в этой статье  Делаем тороидальный сварочный трансформатор и рассчитать так как написано здесь Расчет трансформатора для сварочного полуавтомата, сварочного аппарата.

Так как ступеней регулирования трансформатора 16, нужно при намотке трансформатора сделать 16 отводов от первичной обмотки с тем условием, что бы на вторичной обмотке напряжение менялось с шагом 1 вольт, от 14 до 30 вольт.

Многие скажут, автомобильное реле да еще в первичной обмотке трансформатора-чушь... 

Скажем вам прямо, не чушь. Берем мощность трансформатора 3000 ватт, напряжение в сети 220 вольт..  3000/220=14 А это максимальный ток, который может протекать через первичную обмотку сварочного трансформатора при данной мощности.

Автомобильное реле дальнего света от ВАЗ выдерживает нагрузку от 30 А до 70 А, что в разы больше чем номинальная мощность трансформатора. Отсюда следует, что автомобильные реле имеют запас прочности и могут использоваться в конструкциях данного типа.

Настоятельно не рекомендуем использовать реле коммутирующее цепь стартера рассчитанное на 70А, так как режим работы в нем кратковременный, то есть обмотка реле сильно греется и может перегореть при интенсивном использовании сварочного аппарата.

P.S. Конечно в данной схеме сварочного полуавтомата в качестве регулятора сварочного тока можно использовать мощный галетный переключатель (еще найти нужно), подсоединить к нему кучу проводов (кстати не дешевые) и щелкать как черно белый телевизор "Рекорд". 

Это не является приоритетом в данной статье.

Конечно это ваше дело и вам решать, но согласитесь на сколько приятней легким нажатием кнопок регулировать сварочный ток. Это и есть преимущество данной схемы.

Если возникнут вопросы, задавайте их в комментариях, удачи. 

Автор статьи и фото: Admin Svapka.Ru


Может это интересно, нет?..



Комментариев: 48 RSS

1 Toha27-02-2010 12:37

Реле К1, К2 на ток не менее 5 ампер!!! У реле на 0,4 А сразу же сварятся контакты!

2 admin27-02-2010 21:56

Спасибо, что заметили ошибку в схеме. Исправлено

3 Oleg30-05-2010 15:55

В моем силовом трансформаторе предусмотрено 10 отводов первичной обмотки. можна ли переделать схему управления на 10 положений?

4 admin31-05-2010 14:00

Oleg
В моем силовом трансформаторе предусмотрено 10 отводов...

Можно.

Вывод "2" микросхемы К155ЛА3 соединить не с "17" выводом 155ИД3, а с "10". И соответственно удалить не нужные блоки реле с 11 по 16.

5 Руслан19-09-2010 15:09

а на 7 положений можно переделать?

6 admin19-09-2010 17:23

Руслан
а на 7 положений можно переделать?

Можно.. достаточно вывод 2 микросхемы К155ЛА3 соединить не с 17 выводом, а с 7 микросхемы К155ИД3.

Или использовать эту схему, правда она на 8 выводов, там так же можно сделать 7 режимов.

7 Леха М.10-11-2010 21:25

Вообще непонятен смысл всего этого нагромождения, проще переключателем на 8 групп !

8 admin10-11-2010 21:46

Леха М

Конечно проще.. но оригинальность, в отличии от подобных схем, должна присутствовать Человек ни когда не ищет легкие пути.

Можно вообще купить готовый сварочный полуавтомат и не париться.. это еще проще.

9 Николай05-02-2011 07:49

добрый день! скажите кто-нибудь чем отличается IRGP4068DEPBF ОТ IRGP4068DPBF? ЭТО транзисторы инвертоной сварки! за ранее спасибо!

10 Алекс10-04-2011 06:26

Кто нибудь подскажите каким должно быть железо на дроссель L1, я имею ввиду размеры. Ну нет у меня телевизора Темп 738

11 admin10-04-2011 06:42

Алекс

В качестве дросселя используется трансформатор ТСА-270, площадь сердечника 12 см.кв. Тип сердечника ПЛ.

Трансформатор ТСА-270

14 admin11-04-2011 06:54

Алекс

Не за что.

Я так понял, что вы хотите повторить эту схему?

15 sem18-04-2011 20:23

Доброго времени суток,

вопрос по поводу дросселя, у меня намотан на ТСА-270 где-то 15 витков, точно не помню, но намотан только на одну сторону из алюминия 6х12, на вторую просто некуда уже мотать, аппарат варит вроде неплохо, а вот прокладки между железом я точно не ставил, просто не знал когда собирал его, с такой односторонней намоткой видел на ПА "Спутник" , но тот был 3-х фазный, что мне стоит переделать на дросселе?

Дроссель сварочного

16 admin18-04-2011 21:25

sem

Можно мотать и на одну половину. Поставьте в зазор 2 мм текстолит.

Может кто еще добавит.

18 Сергей25-04-2011 18:14

Adminu

Многие скажут, автомобильное реле да еще в первичной обмотке трансформатора-чушь...
Скажем вам прямо, не чушь. Берем мощность трансформатора 3000 ватт, напряжение в сети 220 вольт.. 3000/220=14 А это максимальный ток, который может протекать через первичную обмотку сварочного трансформатора при данной мощности.
Автомобильное реле дальнего света от ВАЗ выдерживает нагрузку от 30 А до 70 А, что в разы больше чем номинальная мощность трансформатора. Отсюда следует, что автомобильные реле имеют запас прочности и могут использоваться в конструкциях данного типа.

Бортовая сеть автомобиля 12В => 30А*12В=360Вт, 70А*12В=840Вт Но! Мощность сварочного 3000Вт и от этого никуда не деться кроме как поставить помощнее реле, так как через контакты будет проходить нагрузка в 3 кВт, хотя в какой-то мере кратковременно. Контакты реле от такой нагрузки будут плавить пластмассу в которой они держаться.

А в остальном

19 admin25-04-2011 18:23

Сергей

Исходя из ваших расчетов давайте возьмем реле на 220 вольт ток 10 ампер. 220*10 = 2200 (В.А.). 2200/12 вольт = 183 ампера. Вы хотите сказать что это возможно?

Еще хочу добавить.. в этой конкретно схеме реле включается в момент холостого хода трансформатора (проволока в этот момент еще двигается до свариваемой детали и нагрузки нет). Так же реле отключается в момент тока холостого хода (идет пос газ, проволока остановлена и нагрузки нет). Это очень благоприятно сказывается на контактах реле (почти не искрят).

20 Сергей25-04-2011 22:43

Adminu

Уважаемый, ни в коей мере не намереваюсь придать сомнению Ваш опыт и знания. Наоборот восхищаюсь и впитываю в себя те знания, которыми Вы делитесь на этих страницах и в жизни. СПАСИБО!!!

Однако кроме нас с Вами, кто что-то понимает в электронике, электричестве, механике, кибернетике, молекулярной химии ... , обращаются к Вашим страницам, к Вашим знаниям, и те кто только начинает понимать азы названных предметов. Возможно их единицы, но и с ними необходимо считаться. И в самом начале их пути познания тонкостей электроники, электричества нам нужно немножко углубляться в эти тонкости, потому, что мы их знаем, и наша задача изложить, а от новичка зависит запомнит он это или нет.

Если я в чём-то не прав поправте, сам поучусь.

Я про реле.

Мощность контактной группы реле определяется площадью соприкосновения контактных площадок. И если площадь соприкосновения контактной группы мала, то протекающий большой ток через малую площадь даст нагрев группы. В Вашем случае действительно первичная обмотка тр-ра подключается без нагрузки и тем не менее через неё на ХХ проходит нагрузка в 220Вт (ХХ - 1А), 220В*1А=220Вт .

http://svapka.ru/uploads/2009/12/IMG_37921-300x243.jpg По этому адресу на этом сайте есть фото реле. Вот эта контактная группа подойдёт под нагрузку первичной цепи.

Как говорил один из героев фильма МИМИНО, "Я так думаю".

21 Botos26-04-2011 00:10

На схеме КР142ЕН8 на сколько вольт?Я ставил на 12вольт,надо ставить на радиатор?Нагревается скоро.

22 admin26-04-2011 01:07

Сергей

Ну как бы в пример использования реле приведу фотку (не моя).

Там реле 30 амперные и работают.

В этой же схеме я предлагаю использовать более мощные на 50 ампер 71.3747-01 от ВАЗ. На фото видно, что контактная группа усилена шинкой 3 мм.кв. (см. выше в статье). А в 30 амперных этой шинки нет, однако работает.

Коммутация сварочного трансформатора с помощью реле

23 admin26-04-2011 01:38

Botos

На схеме КР142ЕН8 на сколько вольт?Я ставил на 12вольт,надо ставить на радиатор?Нагревается скоро.

Нужно ставить на радиатор. Напряжение на КР142ЕН8 20..25 вольт.

Но что бы меньше грелось, можно сделать отдельную обмотку для мотора на 25..30 вольт и отдельную для питания схемы управления на 13 вольт.

То есть намотать обмотку на 25..30 вольт и сделать отвод в ней на 13 вольт. Радиатор в этом случае все равно нужен.

Отдельная обмотка для питания КР142ЕН8

24 sem09-05-2011 14:26

День добрый!

Хочу вернуться к дросселю, пост № 15, есть возможность его переделать на две катушки из медной шинки 25 см*2, хотелось бы уточнить по этому поводу

25 admin09-05-2011 23:09

sem

Мотайте по 20 витков на каждую половинку, соединяйте последовательно, в зазор текстолит 2 мм.

Это точно интересно...



Страницы комментариев