Сварочный полуавтомат Svapka.Ru (Свапка.Ру)

Комментарии: 110Самодельные полуавтоматы
Предлагаю еще одну схему сварочного полуавтомата. По принципу работы, она похожа на эту схему. Прочитайте и поймете как работает эта схема.

Коротко..

  • при нажатии кнопки управления сначала должен податься углекислый газ, это делается для того, что бы горелка наполнилась газом.
  • после задержки 1..3 секунды автоматически включается ток сварки и  подача проволоки.
  • после отпускания кнопки управления отключается подача проволоки.
  • затем через 1…3 сек отключается подача углекислого газа, это нужно для того, что бы расславленный метал не окислился при остывании, и отключается сварочный ток.

Отличие от этой схемы в том, что используется всего 2 реле и весь блок управления сделан на логике, + таймер NE555 для автоматической выдержки времени сварки.

Собственно сама схема...

Кликните на картинку для просмотра схемы сварочного полуавтомата в большом разрешении.

Прикрепляю печатную плату для данной схемы. Печатная плата не моя. Она была вложена на форуме electrik.org пользователем charli. Почему он не опубликовал ее здесь, мне не понятно.

Скачать печатную плату  можно по этой ссылке: Печатная плата Svapka.Ru1029

Работает схема следующим образом:

Переключатель S2 (режим ручной или автоматической сварки) в нижнем по схеме положении...

При нажатии кнопки управления S1 срабатывает генератор одиночного импульса, собранного на логических элементах D1.1 и D1.2. С выхода 6 импульс поступает на вход 2 таймера времени, который реализован на микросхеме NE555. На выходе 3 таймера появляется логическая единица, на время заданное резистором R5.

Далее логическая единица поступает на выводы 12, 13 элементов D1.4 и D2.4 через время задающие цепи, реализованные на конденсаторах C4, C5 и резисторах R7, R8. После чего происходит переключение этих элементов и включение соответствующих реле мотора и клапана газа.

С выходов 11 элементов D1.4 и D2.4 поступает логический 0 на элемент "ЕСЛИ" реализованный на элементах D2.1, D2.2, D2.3 микросхемы К155ЛА3, на выходе которого формируется логический 0 в нужное время, тем самым включает реле тока сварки.

Переключатель S2 (режим ручной или автоматической сварки) в верхнем по схеме положении...

Схема работает так же как в автоматическом режиме, только время сварки вы задаете сами, удерживая кнопку управления S1.

Я не любитель описывать принципы работы схем, но если кто не понял, объясню простыми словами.

Автоматический режим..

1. При нажатии кнопки управления (не важно удерживаете вы ее или сразу отпустите!!!) время сварки задается резистором R5, при данном номинале максимальное время равно примерно 15 сек.

2. Далее срабатывает реле газа.. Пред газ

3. Далее одновременно срабатывает реле тока и реле мотора. Идет сварка.

4. После окончания времени сварки, заданное резистором R5, отключается реле мотора. Пос газ

5. Далее через время 0..2 сек одновременно отключается реле тока и клапан газа. Сварка окончена.

Ручной режим ..

Всё тоже самое, только время сварки задается удержанием кнопки управления S1.

Настройка.

Переключатель S2 в нижнем по схеме положении.

1. Резистором R7 подбираем нужное время задержки включения реле мотора. При данных номиналах, она регулируется в пределах 0..2 сек. Если нужно увеличить время, то подбираем конденсатор C4.

2. Резистором R9 подбираем нужное время задержки выключения клапана газа. При данных номиналах, она регулируется в пределах 0..2 сек. Если нужно увеличить время, то подбираем конденсатор C5.

3. Время включения и отключения реле тока выставляется автоматически.

4. Резистор R5 ставим в верхнее по схеме положение. Подбором резистора R4 добиваемся кратковременного включения (доли секунды) реле мотора при нажатии кнопки управления.

На этом настройку можно считать законченной.

Сразу хочу сказать, схема собиралась только на макетной плате, все отлично работает.

Если автоматический режим вам не нужен, то можно не собирать узел, выделенный красным пунктиром на схеме.

Если возникнут вопросы, задавайте.

Примечание, если возникнут ложные включения таймера из за наводок, помех в сети и т.п., то резистор R1  в схеме рекомендую поменять на 68 ом мощностью 1 ватт.

Приятной и удачной сварки!

Автор статьи и схемы: Admin Svapka.Ru


Комментариев: 110

1 gosha14-04-2011 03:30

собрал схему проблема в том что включается сразу P1, клапан газа, и P2 не зависимо в каком положении находится S2 и кнопка управления в разомкнутом положении. МУЧАЮСЬ 3 ДНЯ не могу найти неполадки. Что посоветуете?

2 admin14-04-2011 04:04

gosha

Данная схема 100% рабочая. Я собирал ее на макетной плате, все работало.

Наверно ошибка в монтаже..

1. Для начала отключаем блок авт/ручн от схемы (если вы его конечно сделали), то есть вывод 3 микросхемы NE555 от переключателя S2.

2. Выпаиваем диод VD2 из схемы.

3. Отключаем от 11 выводов D1.4 и D2.4 связи, которые идут к элементам D2.1 и D2.2.

4. Пробуем нажать на кнопку S1 должно сработать реле мотора К1 с задержкой.

5. Если задержки нет, то пробуем крутить резистор R7.

6. Если все получилось, то впаиваем диод VD2 и настраиваем схему управления газом.

7. Потом подключите к 11 выводам, то что отключили и смотрите как срабатывает реле тока (настраивать его не надо, если все исправно, то будет срабатывать когда нужно).

Вообще при включении питания(не нажимая на кнопку S1, на выводах 11 D1.4 и D2.4 должна быть логическая 1. При нажатии на кнопку S1 после задержки, должна появится логическая 0, после отжатия кнопки, опять появится 1.

У вас сейчас скорей всего на выводах 11 логический 0, поэтому и включается сразу.

Еще.. (я не знаю как вы разбираетесь в электронике, но на всякий случай, а вдруг)..

К микросхемам D1 и D2 нужно подвести питание (на схеме не указано) к выводам 7 микросхем "-5 вольт" минус, к выводам 14 "+5 вольт" плюс.. скорей всего из за этого не работает.

Пишите что получилось.

3 admin14-04-2011 04:19

Вот макетная плата (светодиоды впаяны вместо реле).

Макетная плата сварочного полуавтомата Svapka.Ru (Свапка.Ру)

4 admin14-04-2011 04:44

Еще возможно, что собрали ключи на VT1 и VT2 с ошибкой. Отключите резистор R10 от вывода 11 микросхемы D1, потом подайте на резистор напряжение +5 вольт, реле должно отключиться. Если это так, то ключ исправен (собран правильно) если нет, то ищите ошибку в нем.

Лучше в ключ добавить еще один резистор. При включении питания, реле не будут ложно срабатывать. На обозначения элементов не смотрите. Думаю понятно на счет резистора?, просто так правильней включать. Потом исправлю схему, хотя и так как сейчас работает.

Транзисторный ключ для коммутации реле

5 admin15-04-2011 05:30

gosha

Вы хоть отпишитесь что ли, помогли советы или нет. А то получается пришел, задал вопрос и ушел. Сайт же всё о сварке

6 gosha17-04-2011 22:00

Огромное спасибо за помощь.Все заработало,не было питания на микросхемах.сейчас без компа,пользуюсь чужим.Заболел Вашим сайтом.Намотал тор на S60см,первичка 8мм",вторичка 35мм" из меди.16 ступеней по первичке.Делаю аппарат 4 в одном.Осталось совсем немного.Если получится,скину фотки того,что вышло.

7 admin17-04-2011 23:20

gosha

Хорошо что заработало.

У вас все получится.

8 Анатолий24-04-2011 16:52

у ваших схемах напряжение ел. двигателя подачи проволоки меняется с переключением сварочного тока с 15 до 36 вольт. Получается что скорость оборотов двигателя не стабилизирована, а увеличивается с увеличением сварочного тока? Так же скорость подачи будет меняться и от напряжения сети. Раньше в промышленных полуавтоматах на управлении ставили ферорезонансные стабилизаторы. Можно узнать нужна ли стабилизация оборотов дв. подачи проволоки или она должна меняться с увеличением сварочного тока

9 admin25-04-2011 20:53

Анатолий

у ваших схемах напряжение ел. двигателя подачи проволоки меняется с переключением сварочного тока с 15 до 36 вольт.

Это сделано для упрощения конструкции в целом. Можно использовать отдельный трансформатор на 30..36 вольт для питания двигателя.

Получается что скорость оборотов двигателя не стабилизирована, а увеличивается с увеличением сварочного тока?

В этой схеме используется простой ШИМ регулятор оборотов. Конечно при повышении напряжения питания (переключаем ступени) при одном и том же положении резистора R17, обороты двигателя увеличатся.

Например:

1. Варим на минимальном токе, напряжение на ШИМ регуляторе 15 вольт. Для сварки на этой ступени нужна скорость подачи проволоки например 2 м/мин. При 15 вольтах двигатель выдает например скорость 3 м/мин. Резистором R17 добиваемся нужной скорости (2 м/мин к примеру) и варим.

2. Варим максимальном токе, напряжение на ШИМ регуляторе 36 вольт. Для сварки на этой ступени нужна скорость подачи проволоки например 12 м/мин. При 36 вольтах двигатель выдает например скорость 16 м/мин. Резистором R17 добиваемся нужной скорости (12 м/мин к примеру) и варим.

Тут понятно?

Так же скорость подачи будет меняться и от напряжения сети.

Если увеличится напряжение питания двигателя, то и увеличится напряжение и на сварочной обмотке (у нас же один трансформатор).

Можно узнать нужна ли стабилизация оборотов дв. подачи проволоки или она должна меняться с увеличением сварочного тока

Для каждого тока нужна своя скорость подачи проволоки.

Если я понял вас правильно, то вы хотите при одной и той же скорости двигателя варить разными токами?

Так не пойдет.

Например:

У вас проволока подается с постоянной скоростью 4 м/мин.

На минимальном токе, у вас будет проволока тыкаться в свариваемую деталь, тем самым поднимая горелку. На максимальном токе при той же скорости у вас будут хлопки из за того что дуга будет обрываться (потому что проволока подается медленно).

Тут понятно?

Вообще под стабилизацией вращения понимают:

Например вы выставили скорость подачи проволоки 2,5 м/мин. Но из за трения в рукаве, перегибов рукава и т.п. скорость вращения двигателя постоянно плавает (так как нагрузка на двигатель разная). В этом случае чтобы стабилизировать частоту вращения двигателя применяют схемы регуляторов оборотов двигателя с обратно связью, которая компенсирует эти недостатки, тем самым стабилизирует частоту вращения вала (скорость подачи проволоки) для выбранной вами скорости 2,5 м/мин.

10 Анатолий04-05-2011 02:59

Спасибо за консультацию!!

11 Равиль21-05-2011 00:36

Добрый день

Помогите ,кто чем может.Проблема в следующем:

Имеется сварочный инвертор ФУБАГ-140, денег на полуавтомат нет ,устройство для подачи проволоки в магазине предлагают от 20т.р. плюс к нему выпрямитель еще за 20т.р и выше

Можно-ли собрать самоделку для подачи проволоки ,подключаемую к инвертору? Чтобы потом инвертор можно было отсоединять и использовать отдельно?

Пожалуйста ,напишите ,кто что знает ,

заранее большое спасибо всем ,кто откликнется на эту проблему.

12 Равиль23-05-2011 14:19

если нет схем для инвертора, то еще имеется трансформаторный БЛЮВЕЛД СПАЙС280, может что-то к нему посоветуете?

13 gosha26-05-2011 04:04

Здравствуйте admin.Запустил свою машину, все работает отлично домотал еще 2ступени получилось 18.Варит тройкой и проволокой 0.8 на пол мощьности при слабой сети.Я доволен.Возникло несколько вопросов.1 Доссель с вольтподдержкой - недостаточно напряжения для запуска реле ограничителя тока КЗ около 1-2в.какой еще возможен вариант.2 Дроссель с обмоткой вольтподдержки ХОРОШО греется.3 И масса и корпус,все изолировано бъются током - неприятно.Отключаю вторичку дросселя-за массу уже приятней браться.Нужна Ваша помощь!

14 admin26-05-2011 05:21

gosha

1. Не понял, где в этой схеме стоит реле ограничителя тока?

2. Ну дроссель как бы должен греться. Что бы меньше грелся, нужно мотать обмотку большим сечением, делать принудительное охлаждение (вентилятор).

Еще.. при отключенной обмотке вольто-добавки также греется? Если меньше, то возможно нужно увеличить сечение только для обмотки вольто-добавки.

3. Щипет, потому что работает вольто-добавка. Замерьте напряжение на выходе, оно у вас наверно слишком большое.

Хотел задать вопрос по работе этой схемы. Как работает (общее впечатление)? Сбоев нет? Задержки (предгаз, посгаз) регулируются в пределах 1..2 сек при данных номиналах?

15 gosha26-05-2011 06:35

ограничитель добавил сам,хочу его запустить.Схема работает хорошо,я доволен,уменьшу задержку мотора после газа,но можна оставить все как есть.В моем тракторе будет два ПА.Пока только один ,сварка постоянкой и переменкой,в плане подключить вольфрамовую горелку. .На железе 60см ,пер.-10мм",втор.-35мм".обязательно выброшу фото.Как поступить с ограничителем тока КЗ.

16 admin27-05-2011 15:18

gosha

Ну а схема то ограничителя КЗ какая?

17 gosha27-05-2011 20:34

Схема из Вашего сайта.Автомобильное реле паралельно дросселю,отключает цепь управления симистором, который стоит в цепи первичной обмотки и включается конденсатор в момент касания электродом. а вольтодобавку все таки уберу

18 admin27-05-2011 23:06

gosha

Эта схема скорей функциональная, чем принципиальная. Я ее нарисовал для заглянувшего под ником premm. Так сказать дал ему направление в реализации подобного устройства.

Вместо реле, скорей всего лучше поставить оптосимистор или какой нибудь оптрон настроив его на включение при определенном токе, протекающем через дроссель. Как это реализовать предоставлено вам. Я лишь только подал идею.

19 gosha28-05-2011 01:09

большое спасибо будем соображать

20 sem21-06-2011 00:43

собрал регулятор оборотов по этой схеме, напряжение 12 В, при снижении оборотов начинает греться диод VD8?, мотор от стеклоподъемников Toyota

Схема регулятора оборотов двигателя сварочного полуавтомата

21 sem21-06-2011 00:51

и не совсем понял с цоколевкой полевика

Цоколевка полевого транзистора

22 admin21-06-2011 01:22

sem

Питание на двигатель нужно подавать больше. Попробуйте уменьшить емкость C9 до 22n.

У меня этот диод не греется вообще.

По цоколевке.. проверьте, у вас так подсоединено в схеме?

Подключение IRF3205 к схем регулятора оборотов

23 sem21-06-2011 14:53

admin,

изначально D и S подключил наоборот, буду дальше разбираться

24 admin21-06-2011 15:48

sem

Я так понимаю перепутали с цоколевкой?

Еще.. сам диод правильно впаяли? Попробуйте другой диод, например КД226 (временно), будет греться?

Вообще, когда все нормально, мотор должен "пищать" на малых и средних оборотах. Если это не так, значит ШИМ работает не правильно.

И еще.. сам транзистор тоже не греется, можно его поставить на радиатор 10..20 мм.кв. для надежности.

Ответьте потом, разобрались или нет, стало интересно, всё о сварке.

25 sem21-06-2011 16:03

Я так понимаю перепутали с цоколевкой?

да было такое

Еще.. сам диод правильно впаяли? Попробуйте другой диод, например КД226 (временно), будет греться?

диод с обратной полярностью коротит, разные пробовал, какие меньше какие больше греются

Вообще, когда все нормально, мотор должен «пищать»

так и есть, но пробовал подбирать конденсатор до пропадания неприятного писка возможно по этому и начал нагреваться диод, буду дальше копать

Страницы комментариев