Представляем вам схему самодельного сварочного аппарата, собранного в домашних условиях и показавшего не плохие результаты.
Данная схема работает в ручном режиме сварки и автоматическом (точеном), то есть можно варить точками.
Перебрав много схем сварочных аппаратов мы пришли к выводу, что сварочный полуавтомат должен работать следующим образом:
- при нажатии кнопки управления сначала должен податься углекислый газ, это делается для того, что бы горелка наполнилась газом.
- после задержки 1..3 секунды автоматически включается ток сварки и подача проволоки.
- после отпускания кнопки управления отключается подача проволоки.
- затем через 1...3 сек отключается подача углекислого газа, это нужно для того, что бы расславленный метал не окислился при остывании, и отключается сварочный ток.
В результате такой работы сварочного полуавтомата шов получается качественный.
Исходя из этих требований нами была разработана схема сварочного полуавтомата, представленная на рисунке.
Схема работает следующим образом:
1. Ручной режим.
Переключатель SB1 в замкнутом состоянии.
При нажатии кнопки управления SA1 срабатывает реле К2, своими контактами К 2.1, К 2.2, К 2.3 включает реле К1 и К3.
Реле К1 контактами К1.1 включает подачу углекислого газа, К1.2 включает цепь питания электродвигателя, К1.3 отключает тормоз двигателя.
В это же время реле К3 своими контактами К3.1 отключает цепь питания двигателя и К3.2 отключает реле К5, которое отвечает за включение тока сварки, на время заданное резистором R2 (1...3 сек).
На данном этапе подается газ, двигатель подачи проволоки и ток сварки отключены.
Далее.. после разряда конденсатора С2 через цепь резистора R2 отключается реле К3 и своими контактами К3.1 включает двигатель подачи проволоки и контактами К3.2 включает реле К5, которое своими контактами К5.1 включает ток сварки.
В это время идет процесс сварки.
Далее.. При отпускании кнопки управления SA1 реле К2 отключается, своими контактами К 2.1, К 2.2 отключает реле К1.
Реле К1 контактами К1.2 отключает двигатель подачи проволоки, контактами К1.3 включает тормоз двигателя (так как любой двигатель имеет инертность - это необходимо, что бы после окончания сварки сварочная проволока моментально останавливалась), контакты К1.1 размыкают цепь питания конденсатора С3.
На данном сварка прекращена, двигатель подачи проволоки остановлен, ток сварки включен и подача углекислого газа продолжается.
Далее.. после разряда конденсатора С3 через резистор R3 (1...3 сек) отключается реле К4 отвечающее за подачу газа и реле К5 отвечающее за включение тока сварки.
2. Автоматический режим.
Переключатель SB1 в разомкнутом состоянии.
При нажатии кнопки управления SA1 все процессы в схеме происходят, так же как и в ручном режиме, только время сварки задается не удержанием кнопки управления SA1, а цепочкой С1R1 (1...10 сек).
Для чего нужен автоматический режим? Представьте, что нужно приварить крыло автомобиля. Если использовать ручной режим, то сварные швы по размеру будут разными и придется долго выравнивать все неровности.
Другое дело это автоматический режим, вам нужно будет настроить время сварки и силу тока, попробовать на какой нибудь опытной детали и можно варить не задумываясь о времени сварки. В этом случае все сварные швы будут одинаковые (точки).
Работает все просто, нажимаете на кнопку управления, держите ее и варите, схема после определенного времени, заданного резистором R1 отключит процесс сварки.
В аппарате можно использовать любые реле на ток коммутации (К1 и К3) - 5..10А, остальные реле (К2, К4, К5) - 400 мА.
Все элементы схемы не критичны, вместо силовых диодов можно использовать любые на ток 200 А, Тиристор управления сварочным током тоже любой на ток 200 А.
Для сглаживания пульсации и уменьшения брызг во время сварки нужно использовать сглаживающий дроссель L1. ( сварочный дроссель ) В качестве магнитопровода сварочного дросселя использован сердечник от лампового телевизора. В зазоры магнитопровода вставлены пластины из текстолита толщиной 2 мм. Способ намотки сварочного дросселя показан на рисунке.
Сварочный трансформатор мощностью 3 кВт намотан на кольцевом магнитопроводе и имеет следующие характеристики:Сначала наматывается первичная обмотка трансформатора, делаются отводы начиная с напряжения 160 в, далее 170 в, 180 в , 190 в, 200 в, 210 в, 220, в, 230 в, 240 в. проводом из меди сечением 5 мм. кв.
Вторичная обмотка наматывается по верх первичной проводом из меди сечением 20 мм. кв. Номинальное напряжение обмотки 20 вольт.
Таким образом мы имеем сварочный трансформатор с жесткой характеристикой (что очень важно для сварочного полуавтомата) и имеем 6 ступеней регулирования сварочного тока в форсированном режиме, 1 ступень нормальной работы трансформатора (220 в. превичная, 20 вольт вторичная) и 2 ступени пассивного режима работы трансформатора.
Ступени регулирования тока вторичной обмотки:
17 в, 19 в, 20 в, 22 в, 23 в, 24 в, 25 в, 27 в, 28 вольт.
Двигатель подачи сварочной проволоки можно использовать любой редуктор стеклоочистителя автомобиля например от ВАЗ 2110.
Важно отметить, при проектировании протяжного механизма нужно учитывать, что максимальная скорость протяжки проволоки должна обеспечиваться на уровне 11 метров в минуту, минимальная 0.7 метра в минуту. Для этого нужно рассчитать диаметр ведущего колеса механизма подачи проволоки.
Клапан газа можно использовать от клапана подачи воды от омывателя заднего стекла автомобиля ВАЗ 2109. Другие типы клапанов автомобилей использовать не рекомендуется, например воздушный от ВАЗ 2105, так как после некоторого времени работы они начинают пропускать (нарушается герметичность клапана).
Данный полуавтомат сварка работает уже 3 года, зарекомендовал себя очень надежным.
Ответы на комментарии:
Топология печатной платы, не хотел выкладывать из за того что ни чего не понятно.. но заставили..
В качестве реле К1, К2, К3 можно использовать реле типа HJQ-22F-3Z с тремя группами контактов.
На фото такое же реле, только с четырьмя группами контактов HJQ-22F-4Z (показываю как выглядит).
Так как сам сварочный полуавтомат был утрачен, то по моей просьбе фото этого сварочного аппарата были любезно предоставлены посетителем сайта Андреем, который повторил эту схему.
Большое спасибо ему за это.
Внешний вид полуавтомата:
Компоновка, вид сверху:
Компоновка, вид сбоку:
Компоновка, вид сбоку, вид подающего механизма:
Протяжный механизм:
Плата управления сварочным полуавтоматом:
Диодный мост, дроссель, трансформатор питания схемы управления:
Автор фото полуавтомата: Андрей.
Фото блока управления и печатная плата присланная посетителем сайта Николаем (комментарий 100)
Печатную плату в формате программы Sprint-layout 5 можно скачать по этой ссылке:
Если возникнут вопросы, задавайте их в комментариях.
Автор статьи: Admin Svapka.Ru
1 Андрей23-01-2010 20:50
Здравствуйте.
У меня к вам такой вопрос.
На какой ток коммутации реле К5 ?